О Чемпионатах по альпинизму. Письмо к Аньез Дюкро

пятница, января 21, 2011

На днях в Одессе с презентацией Шамони, как горнолыжного курорта и альпинистского рая вновь побывала Аньез Дюкро, сотрудник русского отдела офиса туризма в Шамони.

Фото А.Горшенин. Сайт тут
И после долгих посиделок последовал часто мучающих западных горовосходителей вопрос
- "Зачем вам Чемпионаты по альпинизму."
Я, как мог, на заплетающихся пальцах, ответил.
Аньез удивилась и попросила изобразить ответ на бумаге.
Я написал Аньез письмо. В свете предложений В.Н.Шатаева и начинающейся дискуссии прошу это письмо засчитать, как участнику полемики:-))


Прошу учесть, что письмо написано для людей, которые никогда не жили в СССР.

 

Дорогая Аньез,


Вы просили меня просто и доступно рассказать Вам и Вашим друзьям о некоем феномене Советского альпинизма - Соревнованиях (Чемпионатах) по альпинизму.

То, что легко и доступно пониманию любого, выросшего в СССР человека, несомненно, может вызывать недоумение и неприятие альпинистского сообщества Запада.

Для того, чтобы объяснить суть Соревнований в альпинизме, мне придется сделать экскурс в историю не только Советского альпинизма, но и в историю СССР.

До Революции (1917 года), альпинизм в России развивался (с некоторым отставанием) по меркам классического Западного альпинизма.

В 1788 г. Даниил Гаусс с товарищами совершил восхождение на вулкан Ключевская сопка на Камчатке.

В 1802 г. российский подданный Г.Дортензен с проводником взошел на Монблан.
В 1829 г. Килар Хаширов взошел на Эльбрус.

Российские альпинисты ездили совершать восхождения в Альпы и на Кавказ, альпинисты Запада (Фрешфилд, Селла) приезжали для горовосхождений в Россию, в основном, на Кавказ.

Я горжусь, что живу в Одессе, где в 1890 г. образовался Крымский (позднее Крымско-Кавказский) горный клуб. Раньше, чем горные клубы возникли в Москве и Петербурге.

Занятия альпинизмом связаны со значительными материальными издержками и выезжать в горы могли только достаточно обеспеченные люди. Поездка на Кавказ для жителей просвещенной части России (Москва, Санкт-Петербург, Одесса), была поездкой на край Российской Империи и по финансовым затратам сопоставима с поездкой в Альпы.

Революция на многие годы приостановила занятие альпинизмом в России.

Развитие послереволюционного альпинизма началось в 1923 г., восхождением альпинистов на вершину Казбек.

Руководство страны Советов осознавало значение физкультуры и спорта для населения.
Для победы Революции во всем мире нужна была огромная боеспособная армия, для быстрейшего построения социализма в СССР - здоровые строители светлого будущего.

Спорт в СССР (с многочисленными преобразованиями) развивался по линии Профсоюзов (на средства профсоюзов) и Спорткомитета СССР (на средства госбюджета).

Занятия спортом в различных секциях, кружках и клубах были бесплатны.
Я лично, на шару, сжег в тирах столько патронов, что могло бы хватить для сражения под Бородино.

Многочисленные спортивные общества существовали по отраслевому признаку.
ЦСКА (Центральный спортивный клуб армии) - Армия
«Динамо» - милиция
«Буревестник» - студенты и сотрудники университетов и институтов.
«Колос» - колхозники
«Локомотив» - железнодорожники.
«Спартак», «Зенит», «Авангард», «Водник» и т.д.

Спортивные общества имели много спортивных баз на территории СССР и, практически каждое общество, считало за честь иметь в горах свой альпинистский лагерь.

Десятки альплагерей на Кавказе, Памире и Тянь-Шане принимали тысячи альпинистов.
В 1938 г. в СССР функционировало 58 альплагерей.

Период пребывания в лагере (смена) составлял 20 дней (длительность отпуска).
Путевка в лагерь стоила для альпиниста 30 рублей (остальную сумму доплачивали профсоюзы), 25% путевок были бесплатными, ими награждались наиболее активные члены секций альпинизма.

По путевке альпинист обеспечивался проживанием, питанием, снаряжением (личным и групповым) и инструктором.

Минусом этой прекрасной системы была возможность получить путевку только один раз в году, за оплату, даже 100%, альплагеря альпинистов практически не обслуживали.

Альпинизм того времени был ориентирован на массовость (так называемые «альпиниады»), когда на Казбек или Эльбрус восходили одновременно сотни альпинистов. Летом 1935 г. на вершину Эльбруса одновременно взошли более 600 человек.

Совершить классные, многодневные восхождения высшей категории сложности, могли только инструктора альпинизма, работавшие в горах несколько месяцев. Их отпускали с работы по специальному постановлению. Обычному альпинисту, приехавшему в горы на 20 дней, начинающему сезон с обязательных скальных и ледовых занятий, с акклиматизационных и тренировочных восхождений, маршруты высших категорий были, по временным ограничениям, практически недоступны.

А сейчас одна пикантная подробность.

В СССР все население (кроме замужних домохозяек, имевших детей) ОБЯЗАННО было работать.
Человек, не работающий более 4-х месяцев, мог быть привлечен к Уголовной ответственности за тунеядство и посажен в тюрьму.

Борьба с тунеядством и бездельниками в СССР

• 4 мая 1961 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».

С 1960 годов в советской прессе иностранный термин «паразитический образ жизни» стал вытесняться русским термином - «тунеядство» (согласно толковым словарям - жизнь на чужой счёт, чужим трудом, паразитизм, безделье). Лица, не работавшие в течение четырёх месяцев в году, подлежали отныне уголовной ответственности. (Статья 209 УК РСФСР (тунеядство)). Не работать разрешалось лишь домохозяйкам, имеющим детей, - незамужних и бездетных женщин за тунеядство привлекали.

В СССР лицам обвинённым в тунеядстве, и вообще тунеядцам, присваивалась аббревиатура - БОРЗ (без определенного рода занятий), а несколько позже в уголовной среде появилась формулировка на жаргоне - «борзой», то есть человек стойко не желающий работать, лентяй, и др. В советскую эпоху эта уголовная статья нередко использовалась для т.наз «показательной порки» и борьбы с инакомыслящими гражданами СССР.

• Уголовная статья просуществовала 30 лет, до принятия в апреле 1991 года закона «О занятости населения», отменившего уголовную ответственность за тунеядство и легализовавшего безработицу.

Для примера -знаменитые "тунеядцы"

• Бродский, Иосиф Александрович поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе при Советской власти был выслан на полтора года.
• Андрей Амальрик - советский хиппи отбывал срок заключения за тунеядство.
• Николай Годовиков - актер, снявшийся в Белое солнце пустыни (фильм) в 1979 году был приговорен по статье 209 УК РСФСР «за тунеядство» к одному году заключения.
• Огородников А.И. - Председатель Христианско-Демократического союза России в августе 1978 г арестован и осужден по ст. 209 УК РСФСР (тунеядство) на год в колонии общего режима.


Представьте себе, Аньез, что все люди во Франции, именующие себя «рантье», в СССР сидели бы в тюрьме или были бы направлены на исправительные работы.

Т.е., даже если бы у меня были средства не работать и я мог бы уехать в длительную экспедицию на Памир, я рисковал бы по возвращении попасть в тюрьму.

В то же время спортсмены традиционных и, особенно, олимпийских видов спорта, специальными приказами освобождались от работы и в спортивных лагерях, за государственные деньги, по нескольку месяцев готовились к соревнованиям.

Олимпийские чемпионы, Чемпионы мира и СССР пользовались почетом, награждались орденами и медалями, им предоставлялись квартиры (в СССР квартиры НЕ ПРОДАВАЛИСЬ), автомашины (тоже в свободной продаже НЕ БЫЛО).

Выход для альпинистов был очевиден - ввести альпинизм в систему Советского спорта со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями.

В 1948 г. были проведены первые соревнования по альпинизму, утвержденные Всесоюзным Комитетом по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР. Соревнования проводились в двух классах - «траверсов» и «высотно-технические».

Когда, как это не абсурдно звучит для Запада, альпинизм стал спортом, отношение к альпинистам сразу поменялось в лучшую сторону.

Ведь все ДСО (Добровольные спортивные общества), все Спорткомитеты Республик СССР вели между собой соревнования - кто больше завоюет медалей на различных соревнованиях. От количества медалей, баллов, очков, призовых мест зависело благополучие чиновников от спорта, их зарплата, рост карьеры.

И, раз альпинизм стал приносить желанные медали, развитию альпинизма, как одному из видов спорта, был дан «зеленый» свет.
Дальше все пошло по цепочке - Чемпионаты СССР, Чемпионаты Республик, областей, городов. Чемпионаты ДСО, Всесоюзные, республиканские, областные.

А участие в Чемпионате - это мотивированное освобождение от работы, оплата дороги, всех расходов и, даже, иногда, сохранение заработной платы.

Из париев, вынужденных вымаливать разрешение уехать в горы, альпинисты превратились в уважаемых спортсменов, отмеченных медалями, грамотами, званиями Мастер спорта СССР, Заслуженный или даже Почетный Мастер спорта.

А еще есть понятие «медалеемкость» вида спорта.

Футбольная команда ( 11 игроков, запасные, тренера, врачи...) может выиграть на Олимпийских играх 1 золотую медаль, а пловец Марк Спиц выиграл на одной олимпиаде 7 (семь) золотых медалей.
Исходя из этого, чтобы доставить спортивным чиновникам радость и увеличить «медалеемкость», альпинисты начали придумывать различные виды соревнований по альпинизму.

Так появлялись классы соревнований - «скальные», «технические», «высотные», «ледово-снежные», «зимние»...
Главное, чтобы медалей хватило всем.

Советские, а сейчас Российские, Украинские, Казахские альпинисты безусловно осознают некую нелепость, абсурдность и надуманность соревнований в альпинизме. Но если проведение Чемпионатов обеспечивает альпинисту безбедное существование в горах, общение, особенно на «очных» соревнованиях с друзьями, обмен опытом - почему не потерпеть.

В судействе Чемпионатов много субъективных факторов, бывает жесткая борьба, как и в любом виде спорта, есть победители и побежденные.

На Чемпионатах случались различные маленькие подлости. Команда, прошедшая маршрут, например, могла обрубить за собой все шлямбурные крючья, чтобы не облегчать соперникам восхождение.

Но гораздо больше примеров взаимопомощи, и, если в какой-то из команд происходил несчастный случай, другие команды устремлялись на спасательные работы, забыв о своих амбициях и наградах.

Но, когда мне доводилось участвовать в Чемпионатах, в судейской коллегии можно было услышать и такой разговор -
«Команда «Спартака» получило «золото» в техническом классе, давайте «золото» в высотно-техническом классе отдадим «Буревестнику». Маршрут они хоть прошли и не супер, но медали надо дать всем, никого обижать нельзя, а то на следующий год команду «Буревестника» на Чемпионат не командируют и мы не наберем квоты в классе».

В судейской коллегии тоже были разумные люди, благополучие которых зависело от количества команд в каждом классе и судьям тоже хотелось выезжать в горы за счет бюджета.

То есть, если относиться к участию в Чемпионате просто, как к возможности за счет государства выехать в горы и совершить классное восхождение, пуркуа па?

Можно считать участие в Чемпионатах, как условие получения грантов или спонсорской помощи.

Статья о тунеядстве отменена, кто хочет, участвует в Чемпионатах, кто не хочет, ездит, как я, в далекие, малоизученные горные районы, одно другому не мешает.

Зато восхождение, совершаемое на Гималайский восьмитысячник, можно заявить на Чемпионат России и получить под это финансирование.

Вот так вот, мои далекие французские друзья)

Вам не захотелось провести Чемпионат Франции по альпинизму в Гималаях с полным финансированием этого мероприятия Министерством по делам молодежи и спорта Франции?

P.S. Для собирающихся в Шамони